Официальный сайт
Централизованная религиозная организация
«Центральное Духовное Управление
мусульман Ростовской области»

в составе ЦДУМ России
344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Туркестанская 28
т/ф: 8 (863) 264-05-20
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»

Интервью председателя ЦДУМРО Мухаммед хазрата Бикмаева исламскому сайту Islam–Today.ru о жизни мусульман Дона.

Как живут мусульмане Ростовской области? Что тревожит местную умму? Как ислам проник на донские земли? Об этом и многом другом мы решили поговорить с новым главой Центрального Духовного управления мусульман Ростовской области Мухаммед хазратом Бикмаевым, который совсем недавно занял пост председателя этой организации в духовном сане главный имам-ахунд, сменив своего отца.

- Ассаляму алейкум, Мухаммед хазрат! В первую очередь, хочется поздравить Вас с назначением на должность председателя Центрального Духовного управления мусульман Ростовской области. Расскажите нашим читателям немного о себе.

- Слава Аллаху, Господу миров! Мир и благословение последнему Божьему посланнику Мухаммаду, его пречистому роду и верным сподвижникам! 

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух. Зовут меня Мухаммед Джафярович Бикмаев, родом я из татарского села Средняя Елюзань, которое находится в Пензенской области. Всю свою сознательную жизнь я живу в Ростове-на-Дону. Мне 38 лет, женат, воспитываю двух дочерей. В своё время получил как светское экономическое, так и религиозное образование. В религиозной сфере я тружусь практически с юношеских лет, так как во всех делах я помогал моему уже покойному отцу Джафяр хазрату Бикмаеву, который являлся муфтием Ростовской области с 1982 по 2020 год. После смерти Джафяр хазрата, 6 декабря меджлис ЦДУМ РО выдвинул меня в качестве кандидата на пост председателя, что одобрил председатель Центрального духовного управления мусульман России, шейх-уль-ислам, Верховный муфтий Талгат хазрат Таджуддин.

- Чем живёт мусульманская община Ростова? Чему уделяется особое внимание?

- Мусульманская община Ростовской области достаточно многонациональная. Среди прихожан Ростова-на-Дону и Ростовской области есть представители практически всех национальностей, традиционно исповедующих ислам. До начала 90-х годов татары составляли основную часть прихожан, но после распада СССР и изменения миграционных процессов национальный состав мусульманской уммы Ростовской области кардинально изменился. К основным народам, исповедующим ислам и проживающим в Ростовской области, относятся татары, турки-месхетинцы, народы Северного Кавказа - аварцы, чеченцы, ингуши, лезгины, кумыки, народы Средней Азии - узбеки, киргизы, таджики, а также проживает здесь большая диаспора афганцев, азербайджанцев и других народов. Центральное Духовное управление мусульман Ростовской области в своей деятельности первостепенное внимание уделяет проповедованию традиционных исламских ценностей, обучению прихожан, в том числе и молодёжи, основам ислама, правилам чтения Корана и другим исламским дисциплинам, распространению мира и согласия, привитию уважительного отношения к представителям различных конфессий и национальностей.

Также мы занимаемся профилактикой псевдорелигиозного экстремизма среди молодёжи, развитием исламской инфраструктуры, активно работаем с мигрантами, оказываем гуманитарную помощь нуждающимся в период пандемии, поддерживаем социально незащищённые слои населения. К примеру, во время Курбан-байрама и Ураза-байрама регулярно организовываются благотворительные акции по поддержке пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, малообеспеченных семей, проводятся массовые ифтары.

Конечно, многое ещё нам предстоит сделать в будущем. По моему убеждению, мусульмане России сейчас переживает подъём религиозного самосознания и исламскому духовенству необходимо успевать за этими процессами и работать на опережение.

- А как вообще ислам появился на Ростовской земле?

- В Ростовской области, начиная с XVIII века, традиционно ислам был представлен татарами, которые составляли костяк мусульманской общины и проживали преимущественно в Ростове-на-Дону. Сегодня в Ростовской области есть несколько деревень, в которых компактно проживают татары – это станица Татарская и хутор Кызыл-Аул. Среди донских казаков также были мусульмане, которые исконно проживали в станице Татарская, возле г. Новочеркасска, где у них была своя мечеть и медресе.

Исторически, по крайней мере последние 150 лет, мусульманское духовенство Ростовской области ориентируется на ЦДУМ России, которое сейчас возглавляет Верховный муфтий Талгат хазрат Таджуддин. Свою деятельность ЦДУМ РО координирует исключительно с этим духовным центром. Сосредоточием ислама донского региона всегда был и остаётся город Ростов-на-Дону.

Основная часть современных ростовских татар являются переселенцами с Поволжья, а именно с Пензенской области в 4 и 6 поколениях. Среди известных богословов Ростова конца XIX – начала XX вв. можно назвать Мусу Бигиева и его брата Мухаммед-Захира Бигиева, которые стали известны далеко за пределами России и оставили после себя богатейшее духовное наследие.

ЦДУМ РО ведёт активную работу в сфере гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений. В этом направлении мы на постоянной основе сотрудничаем со многими национальными диаспорами и общественными объединениями Ростовской области.

Одной из наиболее активных организаций в Ростовской области является татаро-башкирский культурный центр «ЯКТАШЛАР». Совместно мы организуем курсы по обучению всех желающих основам ислама и татарского языка. Также проводятся различные социально значимые мероприятия по сохранению и развитию культурного наследия при активной поддержке Всемирного Конгресса татар и непосредственно президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова. Так, одна из последних встреч представителей власти Ростовской области с Рустамом Миннихановым с участием мусульманского духовенства и татарской общественности состоялась в августе 2019 года.

- С какими проблемами сейчас сталкиваются мусульмане Ростовской области, и что стоит у вас на повестке дня?

- К основным проблемам мусульман России и в частности Ростовской области можно отнести недостаточную религиозную образованность населения, а также нехватку мечетей и молитвенных домов. В этом направлении мы по мере своих возможностей ведём активную работу.

С сожалением констатирую, что негативно на развитии уммы сказывается и разобщённость мусульманской среды, а также неискренность некоторых мусульман. В отдельных субъектах  РФ одновременно существует по 4, 5 и даже более Духовных управлений, и Ростовская область в последние годы, к сожалению, тоже переняла этот контрпродуктивный тренд. В этом плане Татарстан является примером для всей России.

В республике президентом Татарстана Рустамом Нургалиевичем и его предшественником Минтимером Шариповичем заложена и ведётся очень эффективная и конструктивная политика в области государственно-конфессиональных отношений. В Татарстане существует только одно Духовное управление мусульман, что благоприятно и продуктивно сказывается на развитии ислама и исламской инфраструктуры Татарстана.

Вновь образованные параллельные ДУМы, как правило, создают видимость деятельности и зачастую вносят раздор среди верующих, тем самым обесценивая доверие и отнимая драгоценные ресурсы и внимание на бесполезные вещи, вместо того, чтобы направить все силы в конструктивное русло. К сожалению, такова реальность современных мусульман.

- Раз уж заговорили об отношениях между государством и религиозными деятелями, то как в Ростовской области обстоят дела с этим?

- Безусловно, каждый регион нашей страны имеет свою специфику государственно-конфессиональных отношений и к этому вопросу необходимо относиться предельно внимательно. Альхамдулиллях, в этом направлении у нас налажен конструктивный диалог с властями региона и мы движемся вперёд с определёнными успехами.

Регистрируются новые местные мусульманские религиозные организации, строятся молитвенные дома, люди получают возможность свободно исповедовать и обучаться своей религии. Также мы уже давно дружим и тесно общаемся с представителями традиционных конфессий России и различных государственных и муниципальных организаций.

- Известно, что в связи с увеличением количества мусульман Вы выразили инициативу о расширении площади действующей мечети.

- Нужно отметить, что центром ислама в Ростовской области исконно является город Ростов-на-Дону. На сегодняшний день в городе проживает более миллиона человек и население продолжает увеличиваться, как и число мусульман, которые с каждым годом проявляют всё больший интерес и становятся ближе к религиозным практикам.

На данный момент в г. Ростов-на-Дону есть всего одна соборная мечеть, которая была построена в 2003 г. моим отцом при финансовой поддержке турецкого мецената Авни Челика. За 17 лет работы площадь действующей мечети уже исчерпана. Вместимость самой мечети составляет 1500 человек. Джума намазы посещают от 1800 до 2000 мусульман, и в последние годы существует острая необходимость в её расширении. Слава Аллаху, недавно мы объявили о намерении реконструировать и расширить единственную соборную мечеть города и начали сбор средств на эти цели. Инша Аллах, ближе к концу года, если Аллах позволит собрать необходимые средства, мы приступим непосредственно к самому строительству.

К великому сожалению, эта весть не всем пришлась по душе. Некоторые наши оппоненты начали проявлять недовольство и возможно, зависть в связи с этим намерением. Мы молим Аллаха, чтобы Он ниспослал на всех нас Свою милость и благословение и не дал сатане внести раскол среди мусульман региона на этой почве.

- Раньше в Ростовской области действовала историческая Соборная мечеть. Что стало с ней сейчас?

- В 1905 году, тогда ещё на самом краю города, Попечительству Ростовского-на-Дону Магометанского общества, правопреемником которого ЦДУМ РО и является, был выделен отдельный земельный участок. С того момента было дано начало строительству соборной мечети г. Ростова-на-Дону на ул. Скобелевской, ныне ул. Красноармейская 97. Строительство велось на пожертвования купцов-мусульман в честь татарских полков, отличившихся в войне против армии Наполеона.

Мечеть была каменная, двухэтажная с минаретом, выполнена в традиционном бухарском стиле. Сегодня ещё остались прихожане из числа татарских аксакалов, которые регулярно посещали её в свои молодые годы для поклонения Всевышнему Аллаху.

Мечеть пережила Первую и Вторую мировые войны. В 1953 году в здании был проведён капитальный ремонт. Действовала мечеть вплоть до июля 1963 г., но под вымышленным предлогом она была закрыта и опечатана, ковры и храмовое имущество конфисковано, а имам-хатыб Каляметдин хазрат Шангареев, который работал там с 1956 года вплоть до её закрытия, был арестован. Таким образом, вопреки протестам верующих мечеть была отобрана у мусульман. После закрытия мечети её использовали под склад продторга, затем как спортзал, а в 1976 году, разрушив купол, минарет и часть стен, перестроили в солдатский клуб.

На протяжении многих десятилетий мусульмане предпринимали попытки вернуть мечеть обратно, но советская власть игнорировала требования и просьбы верующих. В то время подобное отношение было одинаковым к представителям всех конфессий – мусульманам, христианам, иудеям. Мусульмане, оставшись без мечети, через некоторое время арендовали небольшой жилой дом на ул. Черепахина, затем в 1979 г. перешли на ул. Туркестанскую, где переоборудовав жилой дом в молитвенный, организовали мечеть, которая в последующие годы стала центром мусульман г. Ростова и Ростовской области. Однако полностью удовлетворить потребности мусульман этот молитвенный дом не смог, так как площадь его составляла около ста квадратных метров.

С середины 1980-х годов муфтием Джафяр хазратом Бикмаевым предпринимались повторные попытки возврата незаконно отобранной у мусульман мечети. Было написано множество писем, обращений, жалоб, но возврата добиться так и не удалось. Начиная с 1993 года, на протяжении целых пяти лет мусульмане проводили праздничные намазы сначала на улице Красноармейской, а затем и внутри самого здания исторической мечети. Сохранились видеокадры этих молитв в документальном фильме «Живут в Ростове мусульмане». https://www.youtube.com/watch?t=1168&v=MXeZD-8yv68&feature=youtu.be

В 1994 году администрацией города был выделен земельный участок и получено разрешение на строительство новой мечети в центре города, в «Парке строителей» на улице Варфоломеева. Но, к сожалению, после протестов местных жителей и прокуратуры города разрешение было аннулировано. В 1999 г. городские власти пошли навстречу мусульманам и начался процесс оформления земельного участка уже для новой мечети и в другом месте – на ул. Фурмановской. В 2002 году мечеть распахнула свои двери, но сейчас она уже не способна вместить в своих стенах всех желающих.

В начале 2016 года Центральное Духовное Управление мусульман Ростовской области заново инициировало вопрос возврата исторической мечети. Было подано соответствующее заявление в Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону с просьбой вернуть мечеть верующим на основании соответствующего федерального закона. Однако на это был получен отказ, где пояснялось, что в 1978 году здание мечети было полностью снесено до фундамента, а на его месте построен солдатский клуб, в связи с чем нет никаких оснований для возврата. Не согласившись с данным утверждением, ЦДУМ РО подало иск в Арбитражный суд РО для обжалования решения. Год спустя Верховный суд РФ отказал Центральному Духовному Управлению мусульман Ростовской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного суда. Тем самым решение Арбитражного суда оставило в силе отказ Департамента имущественно-земельных отношений в предоставлении в собственность здания исторической мечети мусульманской общине Ростова.

В начале января этого года мусульманская общественность с горестью и разочарованием узнала из СМИ о том, что здание исторической соборной мечети г. Ростова-на-Дону было передано «Детской джазовой школе». В связи с этим ЦДУМ РО обратилось к широкой общественности и высказало своё недовольство и возмущение данным фактом, отметив, что использование здания бывшей мечети в данных целях крайне неуместно и попирает религиозные чувства тысяч мусульман Ростовской области. 

- Какие действия в отношении исторической мечети и сложившейся ситуации вы планируете предпринять?

- Безусловно, мы будем внимательно следить за судьбой здания исторической мечети Ростова и предпринимать все имеющие мирные и законные способы решения сложившейся ситуации. Но сегодня мы должны быть реалистами и одни популистские заявления не решат всех проблем. Даже если завтра нам вернут здание исторической мечети, мы не сможем, к примеру, одномоментно решить вопросы с нехваткой площадей. Несомненно, историческая мечеть в период своего функционирования удовлетворяла основные нужды верующих мусульман. Однако сегодня Ростов это один из самых маленьких по площади городов-миллионников в России, который притягивает большие массы населения и мусульманская община здесь тоже значительно выросла.

Место, где находится историческая мечеть – это самый центр с оживленным движением транспорта, а само здание требует капитального ремонта. На восстановление исторического облика мечети понадобятся громадные средства. Кроме того, сразу встает вопрос сопутствующей инфраструктуры, соблюдения градостроительных норм, пожарной безопасности, организация парковки и т.д. Мечеть должна быть доступна для верующих всегда и не нарушать привычный образ жизни ростовчан. Решение всех проблем, даже если нам сегодня удастся добиться возвращения, несомненно, может затянуться на годы. Мы не можем игнорировать и эти вопросы. Поэтому на данный момент мы приняли решение о расширении уже действующей мечети и очень надеемся, в том числе, на помощь со стороны наших татарстанских братьев. Наш приоритет – скорейшее решение насущных проблем мусульман Дона.

 

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Источник: https://islam-today.ru/islam_v_rossii/muhammed-bikmaev-tatarstan-avlaetsa-primerom-dla-vsej-rossii/

Муфтий Ростовской области Джафар хазрат Бикмаев с прихожанами мечети г. Ростова-на-Дону, на ул. Туркестанской 28. 1983 год.